|
|
|
Проблемы авторизованного обучения глазами REDLAB Михаил Зырянов PC WEEK (Январь 1995) 18 января московская фирма REDLAB провела семинар и пресс-конференцию по проблемам авторизованного обучения. В них участвовали представители фирм - партнеров REDLAB в области обучения и поддержки пользователей: SunService, Informix и Computer Associates. В последнее время интерес к авторизованному обучению во всем мире сильно вырос. Taк, по данным корпорации IDC, в прошлом году наибольший прирост расходов на поддержку информационных систем в мире наблюдался именно в области обучения (на 14%), хотя доля обучения при этом по-прежнему не очень велика - всего 10% или порядка $17 млрд. В нашей стране это направление бизнеса развивается далеко не так динамично, как другие виды поддержки. Что же этому препятствует? По мнению президента и руководителя центра обучения фирмы REDLAB Руслана Смелянского, для успешного развития авторизованного обучения в России необходимо, во-первых, наличие "критической массы" оборудования и определенного количества потребителей, ибо в противном случае организация центров обучения становится невыгодной. К сожалению, руководители наших компаний пока не спешат обучать своих специалистов в авторизованных центрах. Возможно, это отчасти связано с привязанностью к традиционной системе обучения, ориентированной на фундаментальное усвоение предметов. Эта система великолепно работает в средней и высшей школе, но в сфере профессиональной переподготовки она может оказаться не столь эффективной, как обучение чисто практическим навыкам. Г-н Смелянский отметил три наиболее важных ситуации, когда для фирмы обучение сотрудников в авторизованном центре может оказаться просто необходимым. Первая: решая для себя вопрос, стоит ли приобретать дорогостоящий программный продукт, можно познакомиться с ним, прослушав в учебном центре вводный курс, и уже затем определить, стоит ли приобретать этот продукт или нет. Вторая, более очевидная ситуация возникает, когда ПО уже приобретено, а вместе с ним - и основанная на этом ПО технология. Если на этапе ее апробации фирма сможет быстро подготовить специалистов, то вероятнее всего, эти технологии будут использоваться более широко. Наконец, в случае перехода специалистов на другую работу фирме-заказчику бывает необходимо быстро подготовить новых специалистов по работе со сложной системой, чтобы она не встала замертво. Одной из самых острых проблем авторизованного обучения является проблема финансирования, актуальная как для центра обучения, так и для его клиентов. Центру приходится нести большие расходы на обучение инструкторов (например, обучение преподавателей курсов Sun Microsystems стоит свыше $5000, не считая проезда и проживания в гостинице). Кроме того, центр должен выпустить учебник, обеспечить техническую поддержку курса, затратить определенные средства на рекламу и только после этого учебный курс, возможно, начнет приносить доход. С другой стороны, отдать $400-500 за недельный курс может позволить себе далеко не каждый, причем рассчитывать на быструю компенсацию затрат сложно. Кстати, как сообщил г-н Смелянский, из более чем 400 слушателей, прошедших обучение в минувшем году, частных лиц было лишь около полутора десятка человек. Отдельную проблему, решение которой зависит не только от уровня финансирования, составляет подготовка новых курсов - учебному центру, решившему начать чтение нового курса, необходимо его локализовать. Следуя договору об авторизации, фирма зачастую не должна отклоняться от программ и содержания "западных" курсов, поскольку уровень знаний, получаемых слушателями в российском центре обучения, должен быть не ниже западного. Бывают, однако, случаи, когда фирма-метрополия признает своим курс, разработанный в учебном центре, и придает ему статус авторизованного. Так было, например, с одним из курсов фирмы Borland. В последнее время учебный центр стал уделять много внимания разработкам компьютерных программ для самообучения. Предполагается продолжить работы по локализации электронных учебников на дисках CD-ROM. В ближайших планах центра - создание специализированных серверов, содержащих наборы обучающих программ, работающих в режиме дистанционного обучения. С их помощью смогут начать самостоятельное обучение сотрудники фирм-клиентов, имеющих доступ в Internet.
|
|
|