|
|
Практика - критерий истины Валерий Козырев e-Learning World#1 январь-февраль 2005 г. Греческое слово "практикос" означает "деятельный, активный". Соответственно, практика есть деятельность человека. Не будет преувеличением сказать, что эффективная деятельность человека и является целью любого обучения. Исторический процесс развития системы образования привел нас к двум основным типам обучения: освоению теоретических знаний и выработке практических навыков. Знание теории позволяет человеку принимать обоснованные решения, в то время как практические навыки позволяют эффективно претворять эти решения в жизнь. Переход от очного обучения к дистанционному предоставил обучающимся большую свободу в выборе тематики, времени и места обучения, позволив приобщиться при помощи информационных технологий к большим объемам накопленных знаний и освободив от необходимости физического присутствия в местах их сосредоточения. Однако вместе с тем дистанционное обучение создало препятствия на пути освоения практических навыков, которые значительно более материальны, чем знания. Замена бумажного учебника электронным и "живого" лектора аудио/видеоконференциями в настоящее время не является слишком сложной задачей, в то время как лабораторные и практические работы в области дистанционного обучения представляют собой проблему нетривиальную. В общем случае для обеспечения возможности получения практических навыков в режиме дистанционного обучения н при помощи только дистанционных средств возможны два подхода: Первый подход позволяет получить полностью виртуальный аналог некоторой среды; что, несомненно, очень практично. Недостатком такого подхода является сложность создания модели, приближающейся по своим возможностям к реальности. Во втором случае обеспечивается максимальное приближение обучающегося к реальности. Платой за это является необходимость создания и поддержания стендов, доступ к которым обеспечивается дистанционно, плюс ограничения по количеству обучающихся на каждом стенде. Как видим, проблем в области предоставления практических навыков дистанционно немало, но решать их нужно. В этой связи примечателен опыт компании REDLAB, уже не первый год разрабатывающей средства дистанционного обучения. Последняя версия 2.0 системы дистанционного обучения REDCLASS (не случайно называемой Системой Дистанционного Тренинга, или СДТ) реализует в себе оба подхода доставки пользователю практических навыков средствами Среды эмуляции упражнений и Виртуальных Среда эмуляции упражнений Это очень напоминает компьютерную игру, своеобразную разновидность квеста. У вас есть картинка, представляющая собой образ некоторой реальности (в простейшем случае - интерфейс программного приложения) и возможность щелкать "мышью" в разные части изображения. Ответная реакция аналогична тому, что вы бы имели в действительности. В зависимости от ваших действий происходит изменение среды и ее поведения, позволяя получить зрительный и моторный опыт общения с эмулируемыми объектами. Как н в компьютерной игре продвижение вперед подчинено определенному сценарию. Сходящиеся и расходящиеся ветви, перекрестки, условия, необходимые для продвижения вперед, и прочие возможности, заложенные в сценарий, делают процесс обучения достаточно увлекательным. Возможности ограничены графическим интерфейсом компьютера: насколько удачно образ реальности можно уместить в графические изображения, настолько близко к реальности можно подвести обучающегося средствами Среды эмуляции упражнений. Еще одно сходство с компьютерной игрой заключается в количественной оценке действий пользователя в системе. Отличие же в том, что вместо жизней, бонусов и артефактов здесь вы получаете баллы за правильное прохождение шагов сценария и правильные ответы на вопросы, штрафные баллы за ошибки. Вы также можете не уложиться в отведенное вам время, что тоже отрицательно сказывается на общем результате. Конструктор упражнений Реализация замысловатых сценариев для Среды эмуляции упражнений вполне может стать "головной болью" для автора, Конструктор упражнений позволяет решить эту проблему. Здесь имеется все необходимое для воплощения авторских замыслов. Говоря простым языком. Конструктор упражнений - это редактор для создания эмулируемой реальности, включая объекты, логику их поведения, сценарии и условия прохождения их шагов, контрольные вопросы, тесты и т.д. Понятный графический интерфейс Конструктора упражнений делает работу с ним удобной и даже увлекательной.
Вы уже не связаны заложенными автором в упражнение сценариями поведения и оценкой правильности их выполнения. Реальная жизнь в виде лабораторного стенда является вам судьей - можете пользоваться возможностями, предоставляемыми реальными объектами, правда, посредством клавиатуры и "мыши". Виртуальные лаборатории, используя программные интерфейсы к лабораторному стенду, позволяют сделать его доступным дистанционно. Немаловажно и то, что программные средства Виртуальных лабораторий обеспечивают контроль взаимодействия пользователя с лабораторным стендом, не позволяя сделать что-либо, способное причинить вред, который может быть очень дорогостоящим (например, выход из строя серверного, телекоммуникационного и другого оборудования). Виртуальные лаборатории имеют собственный интерфейс, содержащий помимо задания для прохождения лабораторной работы также средства управления лабораторными ресурсами и функции управления ходом всего процесса обучения. Представьте ситуацию - лабораторная работа по управлению атомным реактором или космической станцией. Заманчиво, не правда ли? Возникает лишь одна проблема - как получить разрешение на доступ к такому оборудованию. Вместо послесловия Примечательно, что Среда эмуляции упражнений и Виртуальные лаборатории, реализованные в СДТ REDCLASS 2.0 интегрированы в единый процесс обучения с лекционными материалами и тестовыми заданиями, что, впрочем, не исключает возможности их использования в качестве самостоятельного учебного материала. Удобна также управляемая структура учебных курсов и гибкая система настройки режимов обучения, доступная авторам курсов и менеджерам учебного процесса, что предоставляет широкие возможности по реализации разнообразных методик обучения. Ну и, наконец, оценки, полученные в ходе выполнения практических упражнений и лабораторных работ, фиксируются в статистическом отчете об успеваемости студента. Таким образом, ни одно "достижение" обучающегося не остается незамеченным. Вероятно, помимо рассмотренных в данной статье решений возможны другие подходы и реализации. Средства дистанционного обучения стремительно развиваются, предоставляя пользователям все новые возможности.
|
|
|