|
|
|
Обучение по сетевому оборудованию Константин Пьянзин LAN #10 (Октябрь/1998) В статье "Сертифицированные специалисты - кто они?" в апрельском номере LAN за этот год мы рассмотрели три самые популярные в России программы подготовки специалистов по сетевым операционным системам и технологиям (ими оказались программы Microsoft, Novell и Santa Cruz Operation) и обсудили общие проблемы обучения и сертификации. Поднятая тема вызвала большой отклик читателей, поэтому мы решили продолжить рассмотрение вопросов подготовки специалистов по сетям. В этот раз речь пойдет о программах обучения компаний-производителей активного сетевого оборудования, серверов и платформ сетевого управления. Насколько оправданно объединение таких разных направлений в одной статье? Дело в том, что обучение по активному сетевому оборудованию (маршрутизаторам, коммутаторам, мультиплексорам) невозможно без знания платформ и систем сетевого управления. В то же время современные серверы являются сложными устройствами, правильная настройка и управление которыми самым непосредственным образом влияет на производительность, работоспособность и отказоустойчивость сети. Однако подобное разнообразие поднимаемых проблем предполагает краткость изложения. Поэтому выбор был ограничен лишь продуктами для передачи данных в локальных и корпоративных сетях. Цель данной публикации не в том, чтобы дать детальное описание курсов, а в том, чтобы осветить особенности программ подготовки специалистов, в том числе то, в каких авторизованных учебных центрах они готовятся, как и где происходит сертификация. Если пользователи заинтересуются конкретными программами, то они без труда смогут обратиться напрямую в учебные центры для получения более подробной информации. Мы остановились только на тех компаниях, которые имеют программы обучения в России. Среди производителей активного сетевого оборудования - Cisco, 3Com, Bay Networks (недавно объединившаяся с Northern Telecom), Cabletron, IBM, RAD Data Communications, Hewlett-Packard, Intel, Digital (подразделение Compaq); среди производителей серверов - Compaq, Hewlett-Packard, IBM, Sun, Digital, Intel; среди поставщиков платформ и приложений сетевого управления - Hewlett-Packard, Sun, IBM, Computer Associates, Cisco, Intel, 3Com, Bay Networks, Cabletron, Compaq (компания Novell - разработчик ManageWise - уже рассматривалась в предыдущей статье). Поскольку многие компании одновременно входят в несколько списков, то мы решили давать информацию по фирмам, а не по направлениям деятельности. Принципы подготовки специалистов Прежде всего следует отметить, что обучение по сетевому оборудованию стоит значительных денег, больших, чем курсы по программным продуктам Microsoft и Novell. Плата составляет двести и более долларов за один день обучения. Это связано с тем, что учебным центрам приходится вкладывать огромные средства в покупку оборудования, на котором проводится обучение. Даже с учетом скидок со стороны производителей цена только за один сервер или маршрутизатор может составить десятки тысяч долларов. Возникает вопрос, а зачем учиться в центрах, нельзя ли обойтись самообразованием? И кому необходимо обучение? Не хотелось бы повторять прописные истины, что обучение в авторизованных центрах поможет многократно сократить время на подготовку квалифицированных специалистов. На проблему можно посмотреть и иначе. Представьте, что произойдет, если администратору потребуется задействовать протокол OSPF на маршрутизаторах в крупной сети, а у него нет достаточной для этого квалификации (а откуда она возьмется без обучения или хотя бы экспериментирования?). В девяти случаях из десяти его попытки приведут к тому, что сеть станет неработоспособной. Если эксперименты в пределах одного сегмента или сервера еще можно как-то организовать в выходные дни, то в корпоративной сети они чреваты катастрофическими последствиями. Вывести из строя крупную сеть легче, чем восстановить ее работоспособность. Поэтому крайне желательно, чтобы администраторы корпоративных сетей владели необходимыми навыками работы с сетевым оборудованием. Еще одну часть контингента учебных центров составляют работники компаний, занятых системной интеграцией, продажей сетевого оборудования и сервисом. Часто, чтобы получить официальный статус реселлера, дилера или партнера, производители оборудования требуют наличия в штате определенного количества сертифицированных специалистов, подготовить которых без обучения в учебных центрах практически нереально. Немалую долю слушателей составляют администраторы провайдеров услуг Internet и других телекоммуникационных компаний. Программы подготовки специалистов у разных производителей могут очень сильно отличаться друг от друга. Во-первых, многие компании предлагают различные программы для технических специалистов (сервисных центров и компаний-интеграторов) и клиентов. В большинстве случаев компании также имеют особые программы для специалистов по продажам, но эту тему мы затрагивать не будем. Во-вторых, компании имеют различные схемы обучения и сертификации. Правда, в отличие от программ Microsoft и Novell, сертификацию проходит лишь небольшая доля слушателей. Это вызвано тем, что сертификат Microsoft или Novell часто рассматривается как гарантия для получения перспективной и высокооплачиваемой работы, так как операционные системы Windows и NetWare распространены повсеместно. В свою очередь, сложная продукция, допустим, компании Bay Networks распространена гораздо меньше. Более того, в крупных сетях обычно одновременно задействовано оборудование нескольких фирм. Поэтому даже сами производители не настаивают на сертификации (за исключением работников официальных партнеров и дилеров). Часть компаний (в частности, Cabletron и Intel) проповедует общепринятую в компьютерной отрасли двухуровневую схему, когда слушатель проходит обучение, а затем сертификацию в независимом центре. При этом сертификацию можно пройти без обучения, хотя такой путь подразумевает серьезную и длительную самоподготовку. Сертификация осуществляется через центры тестирования Sylvan Prometric и Virtual University Enterprises (VUE). VUE начала тестирование недавно и пока по небольшому списку компаний, но ее программа быстро набирает популярность. Кроме того, по ряду направлений (для получения особо высоких квалификаций) требуется не только ответить на вопросы тестов, но и продемонстрировать практические навыки работы с оборудованием в специализированных центрах. Такие требования к желающим получить звание эксперта предъявляет, в частности, Bay Networks. Некоторые компании (например, RAD) сертификацию вообще не предлагают, другие же (IBM, Compaq) проводят ее (или тестирование) сами. И наконец, ряд компаний (HP, Sun) имеют несколько разных схем одновременно: для технических специалистов - одна, для администраторов и пользователей - другая. Как уже было отмечено, обучение специалистов осуществляется в авторизованных учебных центрах. Расписание большинства курсов у них составлено по жесткому графику. Некоторые курсы, к которым интерес не очень велик, могут читаться лишь после того, как наберется необходимое количество слушателей. После этих общих замечаний мы можем перейти непосредственно к самим программам подготовки специалистов. Вначале мы рассмотрим программы производителей активного сетевого оборудования, затем - производителей серверов и наконец поставщиков платформ сетевого оборудования одновременно с информацией о том, в каких учебных центрах готовят специалистов по данной технике. Следует иметь в виду, что многие центры обучают сразу по нескольким направлениям. Sun Microsystems Продукция Sun пользуется высоким спросом среди корпоративных клиентов, провайдеров Internet и телекоммуникационных компаний. Sun имеет хорошо проработанную программу подготовки специалистов в соответствии со стандартной двухуровневой схемой: авторизованное обучение и сертификация (тестирование) в Sylvan Prometric. "Мастер Тренинг-Центром" (т. е. основным центром обучения) по технологиям Sun в России является учебный центр REDCENTER, располагающий филиалом "Микротест" в Екатеринбурге. В России клиентам Sun предлагается около 70 курсов, которые делятся следующим образом:
По словам руководителя отдела обучения REDCENTER Владимира Меняйло, у слушателей интерес постепенно смещается в сторону "тяжелых" курсов. 40% времени прохождения курсов занимают практические лабораторные работы. У Sun существуют определенные схемы прохождения курсов, так называемые целевые программы подготовки специалистов, направленные на "погружение" в предмет во время обучения. После окончания любого курса слушателям выдается сертификат о прослушивании курса, причем такой сертификат высоко ценится сам по себе. Если клиенты изъявляют желание пройти тестирование в Sylvan Prometric, то для них REDCENTER предлагает консультирование перед сдачей теста. Для партнеров Sun учебный центр REDCENTER предлагает специализированную программу Competency 2000, по комплексной подготовке специалистов партнеров.
|
|
|