контакты

схема проезда

о компании

курсы

обучение

тестирование

вы находитесь: о компании / новости / пресса о компании

быстрые ссылки

Новости

Направления обучения

Расписание

Дистанционное обучение

Сертификация

главное меню

Общая информация

Новости

Новости компании

Пресса о компании

Справочная информация


 

Обучение как путь к гармонии

 

Татьяна Богатова

 

PC Magazine #11 (Ноябрь/1998)

 

 

На Web-сервере учебного центра "Микроинформ" в качестве эпиграфа приведено высказывание Иммануила Канта, актуальное в наши дни не менее, чем два века назад: "Постижение наук производит удивительное успокоение в душе, измученной бурными потрясениями и жестокими превратностями судьбы".

 

Информационные технологии, еще совсем недавно бывшие уделом избранных, сегодня стали явлением глобального масштаба. Вместе с удобством и быстротой обработки данных они принесли с собой и необходимость обучения. И здесь имеется в виду не только обучение компьютерной грамотности (хотя распространенность компьютеров уже несколько лет назад привела к изменению школьных программ и появлению многочисленных курсов для взрослых). Темпы развития технологий в компьютерной отрасли удивляют дилетантов и даже тревожат специалистов. Остановить научно-технический прогресс невозможно, и выход один - поспешать. Перед профессионалами, работающими в области информационных технологий (ИТ) и уже получившими соответствующую (как правило, очень серьезную) подготовку, стоит необходимость постоянного и регулярного обучения, повышения квалификации, тренинга. На Западе регулярные (раз в 1-2 года) курсы переподготовки сотрудников стали нормой. И это не дополнение к зарплате типа бесплатного кофе: инвестиции в обучение сотрудников не просто окупаются, они стали необходимостью. Рыночная экономика и нас уже научила многому, в частности тому, что знания и навыки представляют вполне конкретную ценность. Именно эти предпосылки и вызвали к жизни такое явление отечественной компьютерной отрасли, как учебные центры (УЦ). К 1998 г. в России определенно сложился рынок образовательных услуг в области ИТ. В этом секторе рынка наблюдаются характерные для нынешнего времени явления: появление новых продуктов, услуг, форм деятельности и членов сообщества (последнее, правда, событие не частое), слияния и объединения.

 

Безусловно, начавшийся в августе финансовый кризис уже внес и еще внесет свои поправки в развитие всех форм деловой активности в России, однако хочется обратить внимание на важную особенность сферы обучения. О ней удачно сказал директор УЦ "САМАН-МАТИ" Сергей Гуснин (руководство Центром он совмещает с профессорскими обязанностями в МАТИ-РГТУ): "В эпоху политических кризисов и финансовой нестабильности имеет смысл вкладывать деньги только в то, чего у вас никто и ни при каких обстоятельствах (читай: политическом строе) не отнимет - в знания и квалификацию".

 

Для настоящего обзора мы выбирали наиболее известные российские УЦ, имеющие в своих учебных программах авторизованные учебные курсы и обслуживающие постоянный поток слушателей. Десять из 14 рассмотренных УЦ возглавляют список "top100 российского компьютерного бизнеса-98" в номинации "Коммерческие учебные центры". Основой для материала обзора послужили беседы с руководителями учебных центров.

 

Взросление - стремление к самостоятельности

 

Можно выделить два способа возникновения и развития УЦ: первый - появление учебного подразделения в рамках коммерческой компании, продвигающей соответствующие продукты и технологии, второй - возникновение центра на базе вуза. Создать конкурентоспособный УЦ "с нуля", на пустом месте, крайне сложно. Со временем центры чаще всего начинают стремиться к отделению от породившей их организации. Для УЦ, возникших в недрах фирм, обретение самостоятельности не только способствует повышению престижа, но и является экономически выгодным шагом: обладатели лицензий на образовательную деятельность (а также их клиенты) освобождаются от уплаты НДС со стоимости обучения; в случае с подразделением коммерческой фирмы это затруднительно. Одним из последних (по времени) примеров такой ситуации является учебное подразделение фирмы DataX/FLORIN, которое в настоящий момент стоит перед необходимостью выделения именно из-за получения лицензии. (Из организаций, рассмотренных в данном обзоре, лишь УЦ фирм "Интерфейс Лтд" и "Price Waterhouse Business Solutions" пока что остаются в составе "родительской" компании и обходятся без лицензии на образовательную деятельность. Надолго ли?)

 

Кадры решают все

 

Многие из опрошенных руководителей УЦ отмечают ряд особенностей, связанных со спецификой преподавания в этих заведениях. В частности, очень важно, чтобы инструкторы обладали практическими навыками использования компьютерных систем, являющихся предметом учебного курса. Особенно это касается курсов по сложным программным или программно-аппаратным комплексам, предназначенным для профессионалов, - сюда можно отнести продукты фирм Digital, Informix, Oracle, Sun Microsystems и Cayenne.

 

Как правило, на таких курсах обучаются высококвалифицированные специалисты, которым интересны узкоспециальные аспекты работы с тем или иным пакетом. Если преподаватель не работает в данной области и не знаком с последними веяниями, он не сможет ответить на все вопросы слушателей. (За рубежом эта проблема не стоит так остро: там есть возможность разделить процесс подготовки персонала на два этапа. На первом осуществляется обучение по стандартной программе, а на втором, при необходимости - консалтинг, но уже за другие деньги.)

 

Именно поэтому во многих УЦ к чтению сложных курсов активно привлекают разработчиков и специалистов в конкретных областях, но следует признать, что квалифицированных преподавателей, обладающих конкретными навыками работы с данным ПО, очень мало. Российские вузы их не готовят, а за рубежом хорошего преподавателя нужно обучать полтора - два года.

 

Ограниченность человеческих ресурсов - главное препятствие для увеличения числа учебных центров, прежде всего в регионах. По утверждению директора УЦ REDCENTЕR Руслана Смелянского, в последние годы особенно трудная ситуация с кадрами сложилась в среднеазиатских республиках. В настоящее время там идет активное внедрение информационных технологий, проводятся массовые закупки компьютерной техники при сильной нехватке квалифицированных кадров (как пользователей, так и инструкторов). Местные вузы дают относительно слабый уровень подготовки, приглашать специалистов из дальнего зарубежья обычно оказывается слишком дорого, а привлекать их из России многие руководители не хотят по причине сохраняющегося негативного отношения к бывшей "метрополии".

 

Итак, ключевая фигура в процессе обучения - инструктор УЦ. Он должен обладать хорошим знанием предмета, практическими навыками, умением все это донести до слушателя, а также уверенностью в себе и даже артистизмом. Последние два качества, по наблюдениям ряда руководителей УЦ, как правило, способны проявиться тогда, когда собственные знания преподавателя по данному предмету соотносятся с объемом информации, преподносимой ученикам, как 70:30. Но бывают случаи, когда классный специалист оказывается плохим лектором или, наоборот, когда хороший преподаватель вуза не приживается в качестве инструктора учебного центра. Так происходит, когда человек не может установить нужный стиль общения или стиль работы в целом: ведь строгость в отношениях со студентами совсем неуместна на занятиях со взрослыми людьми, у которых, как правило, совсем другая мотивация и отношение к занятиям. И если у них что-то не получается, то целесообразно отказаться от "кнута" (жесткости и наказаний) и использовать "пряник" (систему поощрений), разнообразить изложение материала. Встречающееся среди вузовских преподавателей стремление иногда отпустить студентов с занятий пораньше (которое студентами обычно принимается "на ура"), слушателями коммерческих курсов воспринимается однозначно с неодобрением: освоить нужно большой материал, время ограниченно, а деньги за обучение уплачены вполне приличные...

 

Кстати, о деньгах

 

Основной ценовой диапазон для учебных курсов - от 100 до 150 (реже до 250) долл. в день. Пятидневный курс ценой в 700-1000 долл. поначалу может показаться слишком дорогим, особенно если специалисту для прохождения официального тестирования (на получение звания сертифицированного специалиста в соответствующей области) нужно прослушать от трех до пяти курсов.

 

Действительно ли это дорого? Если сравнивать со стоимостью подобных курсов за рубежом, то нет: там они в среднем в 2-5 раз дороже. Если же иметь в виду российскую действительность, то... тоже не дорого, так как при оценке следует ориентироваться не на зарплату среднего россиянина (как это иногда делается), а на масштаб цен в сфере ИТ, с которыми должны работать обучаемые специалисты. Затраты на их учебные курсы обычно не превышают 10-20% от общей стоимости проекта. И это соответствует нормам мировой практики, к которым следует привыкать и нам. А если вспомнить, что поставляемые ПО и техника от многих фирм идут в Россию (как на перспективный развивающийся рынок) по специальным ценам, то условия для обучения у нас не самые плохие.

 

Разумеется, говоря о ценах, следует учитывать и то, кто платит: сам обучаемый, пославшая его организация, агентство по подбору персонала или кто-то еще. Если говорить о курсах для специалистов по ИТ корпоративного уровня (сюда можно включить и занятия по бухгалтерским и управленческим программам), то на них бывает мало "частных лиц" (тех, кто обучается по своей инициативе и сам это оплачивает). Однако в последнее время, когда получить работу стало намного труднее, их количество несколько возросло: устроиться на работу легче, уже имея соответствующие навыки. В дальнейшем эта тенденция будет только нарастать. Правда, большинство учебных центров имеет возможность предоставлять льготы "частным лицам". Скажем, в Сетевой академии "ЛАНИТ" разработана специальная программа "Резерв", в рамках которой желающие обучиться за свои деньги распределяются в уже набранные группы, где еще есть 1-2 свободных места (обычно такое пополнение происходит незадолго до начала чтения курса и напоминает реализацию "горящей" путевки), скидки при этом достигают 30-40%. Подобную схему недавно начал применять и ЦИТ, предложив студентам возможность обучения всего за 10% от обычной стоимости (студенты набираются в группы на свободные места), а преподавателям вузов - за 50% (с таким расчетом, чтобы вуз смог заплатить за обучение своего сотрудника). Вообще, схемы предоставления скидок достаточно разнообразны, их получают постоянные клиенты (ранее обучавшие в данном УЦ своих сотрудников), большие группы слушателей одной организации, одного предприятия, заказывающие сразу несколько курсов в данном УЦ, те, кто записывается на определенный курс заранее (за 2-4 месяца), зачастую - студенты и школьники; существуют также летние скидки и т. д.

 

С течением времени стоимость обучения повышается. По оценкам руководителей УЦ, за последние три-четыре года цены у них росли примерно на 10-15% в год, что соответствует общему уровню роста цен. Директора некоторых УЦ (ЦИТ, REDCENTER, Price Waterhouse Business Solutions, DataX/FLORIN, "Форс", "Анкей") утверждают, что за последние два года цены на их услуги обучения не менялись, а Михаил Макаров (DataX/FLORIN) сообщил даже о некотором снижении цен на наиболее дорогие курсы.

 

Однако большинство руководителей УЦ считают, что стоимость обучения постепенно будет повышаться, приближаясь к западному уровню цен. Правда, такие прогнозы строились в расчете на общий подъем экономики страны, а следовательно, в период кризиса они вряд ли сбудутся. Здесь мы переходим к вопросу о перспективах развития рынка услуг обучения, о его емкости и степени насыщенности.

 

Рынок обучения сегодня и завтра

 

По оценкам экспертов - руководителей УЦ, сегодня общий объем этого рынка можно очень приблизительно охарактеризовать интервалом от 5 до 50 млн. долл. Условно весь рынок обучения можно разделить на две части. Первая связана с курсами по "массовым" продуктам (пакеты программ для настольных систем), предназначенным для широкого круга пользователей; вторая - с курсами по "тяжелым" продуктам, ориентированным на специалистов по ИТ. По первой группе спрос на услуги обучения уже сформировался и в большой мере удовлетворяется существующими УЦ (во всяком случае, в Москве); по второй рынок не только не насыщен, но и до конца не сформирован, а потому в значительной мере свободен от конкурентной борьбы. Так, имеются данные о том, что в США действуют 36 УЦ, обучающих технологиям Sun Microsystems, а в СНГ - всего лишь один (REDCENTER).

 

Сейчас, по оценкам экспертов, объемы рынка услуг обучения в Москве и в регионах примерно равны, причем в столице 80% общего объема приходится на "большую четверку" ведущих учебных центров -"Микроинформ", Сетевую академию "ЛАНИТ", Академию "АйТи" и центр "САМАН-МАТИ". Многие эксперты прогнозируют активный рост спроса в этой области, считая обучение весьма рентабельным видом бизнеса, правда требующим очень больших стартовых расходов (аренда помещений, покупка оборудования и ПО, подготовка преподавателей и пр.).

 

Как уже было сказано, согласно общепринятым (на Западе) стандартам, специалист по ИТ примерно раз в два года должен проходить переподготовку, стоящую около 500 долл. в год. Для обычных пользователей эта цифра составляет приблизительно 100 долл. в год. Если предположить (исходя из количества используемых компьютеров) наличие в нашей стране около 100 тыс. системных инженеров, готовых к обучению, и 5 млн. пользователей (из которых по крайней мере каждый десятый пойдет учиться), такой расчет даст результат в 100 млн. долл. Эту величину, вероятно, можно считать потенциальной емкостью отечественного рынка обучения.

 

Чему учат в УЦ?

 

Естественно, что в авторизованных УЦ, возникших на базе той или иной компании, ассортимент учебных курсов поначалу определяется набором программных средств и технологий, которые продвигает "родительская" фирма. Однако с течением времени он начинает пополняться, причем, как правило, по вполне закономерному принципу. Обычно подбираются взаимно дополняющие технологии, и постепенно УЦ становится способным обеспечить обучение по целому комплексу ИТ, включающему ОС, сетевые технологии, СУБД, средства разработки информационных систем, прикладные пакеты и пр.

 

Не все УЦ предлагают столь широкий ассортимент курсов, однако наиболее продвинутые в этом отношении центры, входящие в один холдинг с компанией - системным интегратором, стремятся следовать именно такой схеме. В Сетевой академии "ЛАНИТ" после введения курсов по системе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий фирмы BAAN было принято решение наряду со специальными техническими курсами давать клиентам возможность обучения общим вопросам разработки информационных систем и создания комплексных проектов автоматизации. Аналогичной стратегии придерживаются в DataX/FLORIN и в Академии "АйТи".

 

К той же идее универсальности пришел (правда, с другой стороны - со стороны создания конкретных проектов автоматизации предприятий) учебный центр Объединенной корпорации "Галактика-Парус". Прежде в этом УЦ одна часть курсов (для руководителей предприятий) была посвящена общим обзорам соответствующих систем автоматизации фирм "Галактика" и "Парус", другая (для пользователей типа бухгалтеров, экономистов и менеджеров) - конкретным навыкам использования этих систем. Сейчас отчетливо стала видна необходимость и более общих курсов, подобных тем, которые имеются у фирм - системных интеграторов: сетевые технологии, системная интеграция и, опять же, основы создания проектов автоматизации (кстати, эксперты предсказывают на ближайший год всплеск спроса на курсы для менеджеров проектов автоматизации).

 

Так разные по своей изначальной направленности учебные центры приходят к одной и той же идее о необходимости комплексного подхода к предоставлению знаний в области автоматизации. Пока единственным примером реализации такого подхода в более или менее полном объеме стал УЦ компании Price Waterhouse Business Solutions (менеджер Наталия Обухова). Образовавшаяся более года назад вследствие слияния фирм LVS (автоматизация, системная интеграция) и Price Waterhouse (аудит и консалтинг), эта компания уже сегодня предлагает слушателям своего УЦ не только авторизованные курсы по ИТ, посвященные созданию систем управления, но и учебные программы по реинжинирингу бизнес-процессов, управлению проектами и т. п. Они вызывают большой интерес благодаря высокому качеству преподавания и актуальности тематики; кроме того, у слушателей данных курсов (в основном это руководители и топ-менеджеры предприятий) появляется редкая возможность поделиться опытом, обсудить общие проблемы. Получается не просто обучение, но еще и семинар, и конференция, и консалтинг в придачу.

 

Другой интересной тенденцией последних лет становится разработка учебными центрами собственных (наряду с фирменными) курсов по тем или иным программным средствам и технологиям. Некоторые компании занимаются этим давно. К примеру, "Центр информационных технологий" (ЦИТ, директор Алексей Сальников) изначально предлагал слушателям как теоретические, так и сугубо практические курсы только собственной разработки. Таким же путем пошел ЦИТ, когда решил для пополнения своей программы создать курсы по программным средствам фирмы Inprise (Borland).

 

По мнению многих руководителей УЦ, "тяжелые продукты", предназначенные для профессионалов в области ИТ, требуют более гибкого подхода к составлению учебных программ и собственно обучению, более внимательного следования пожеланиям клиентов. Жесткие методики здесь практически неприменимы. Разработку собственных курсов (или существенную адаптацию фирменных) практикуют DataX/FLORIN (по продуктам и технологиям Informix), "Интерфейс Лтд" (по продуктам Inprise), REDCENTER (по продуктам и технологиям Inprise и Sun Microsystems; один из предлагаемых курсов разработан специалистами УЦ).

 

Однако такие курсы не являются массовыми, их слушатели - "штучный товар". Основное место в деятельности УЦ занимают, как правило, курсы, ориентированные на более широкий круг специалистов (например, обучение сетевым технологиям Novell и Microsoft) или на конечных пользователей (скажем, курсы по офисным продуктам Microsoft и Lotus). Важной составляющей в учебных программах являются курсы по бухгалтерским и управленческим пакетам фирм "1С", "Парус", "Галактика" и др. Такие курсы организованы во многих центрах, и они также имеют статус авторизованных, в данном случае - отечественными разработчиками. В частности, УЦ "Профессионал" предлагает курс по автоматизации торговли на основе пакета "Суперменеджер" и технологий штрихового кодирования, авторизованный фирмами "Ланкс" и "ДатаСкан". Число таких курсов также должно расти по мере развития и усиления позиций российских разработчиков, тем более что последние не жалеют сил на внедрение своих технологий в учебные программы вузов и факультетов экономической направленности. Так, системы "Парус" и "Галактика" изучаются на экономических факультетах и кафедрах бухгалтерского учета более 30 вузов столицы и 24 вузов Белоруссии.

 

В результате обучения слушатель получает...

 

В первую очередь - знания и навыки. Именно за ними, в конечном итоге, и идут в учебные центры. В прошлые годы, получая свидетельство о прохождении курса, слушатели подчас недоумевали: "А зачем оно мне?". Но времена меняются, УЦ приобретают известность, а их свидетельства (которые многие стали называть модным словом "сертификат") - вес в соответствующих кругах. Сейчас высоко ценятся уже не только фирменные сертификаты (например, о присвоении звания CNE), но и свидетельства авторизованных учебных центров. И в последнее время в УЦ нередко приходят слушатели, обучавшиеся два-три года назад, с просьбой выдать дубликат свидетельства, которое они не сочли нужным взять ранее или потеряли.

 

Однако документ о присвоении звания сертифицированных специалистов (Microsoft, Novell и др.) ценится выше свидетельства УЦ, и слушатели, окончив соответствующие курсы, стараются по возможности получить и его. По оценке Ольги Владимировой (Сетевая академия "ЛАНИТ"), в прошедшем году примерно 80% прослушавших курсы по соответствующим продуктам и технологиям, попытались стать сертифицированными специалистами (в прошлые годы этот показатель составлял около 50%), из них около 80% - успешно.

 

Кстати, именно из-за ценности подобных сертификатов на рынке труда далеко не все руководители предприятий заинтересованы в том, чтобы специалисты, на обучение которых они не потратили деньги, проходили тестирование и получали "конвертируемый" сертификат (могут ведь и уйти потом, имея на руках такой документ); поэтому, как правило, они не оплачивают соответствующие расходы; нередки случаи, когда специалисты делают это за свой счет. Зато руководители обычно бывают заинтересованы в возможности убедиться, что средства на обучение специалиста потрачены не зря, поэтому в ряде УЦ вводятся своеобразные характеристики, которые преподаватель выдает каждому слушателю по окончании курса; не исключено, что в отдельных центрах будут введены итоговые экзамены.

 

На защиту инвестиций предприятия в обучение специалиста направлена и новая программа, предложенная в Сетевой академии "ЛАНИТ": теперь, если обученный за счет предприятия специалист уходит, не проработав года, Академия обучает другого специалиста (ему на замену) бесплатно.

 

Несмотря на необходимость дополнительной оплаты, популярность сертификационного тестирования за последние годы существенно выросла, и учебные центры стремятся ввести в ассортимент предлагаемых услуг и его. Центр "САМАН", слившийся в прошлом году с УЦ МАТИ, занимается этим с начала 90-х, а многие другие центры ("Форс", "Сетевая Академия", "Микроинформ", "Анкей") заключили партнерские соглашения с авторизованными центрами тестирования Sylvan Prometric и Virtual University Enterprises только в 1998 г.

 

А как же с обучением в регионах?

 

Подобно компаниям, предлагающим собственно ИТ, учебные центры в последнее время устремились в другие, помимо столичных, города России. Многие уже имеют по нескольку филиалов: одни - на базе вузов-партнеров, где развитию филиала могут способствовать академические программы ряда зарубежных фирм; другие - на базе региональных отделений или фирм-партнеров.

 

Известно, что продвижение ИТ в регионах происходит весьма неравномерно, то же самое наблюдается и в развитии рынка обучения. При этом лучше обстоит дело с курсами по "массовым" программам и технологиям: здесь можно обеспечить достаточно стабильный приток слушателей и сравнительно быстро завоевать приличную репутацию. К тому же вложения в налаживание таких курсов (приобретение техники и подготовка преподавателей) существенно ниже, чем в организацию курсов по сложным, "тяжелым продуктам". Последние чаще всего становится невыгодно организовывать в регионах. Учебный курс оказывается рентабельным, если он читается много раз в год; если же это происходит 1-2 раза, то вложения не окупаются. В таком случае или практикуются выездные формы обучения, когда из головного УЦ приезжает преподаватель и читает нужный курс (если набирается группа), или слушатели приезжают в Москву (как, впрочем, и было прежде). Особенно выгодна всем участникам первая схема организации работы: преподавателям выезд на место часто оплачивается дополнительно, центрам наличие выездных курсов укрепляет репутацию, слушателям не нужно далеко ездить.

 

Однако и опыт образования филиалов в ряде случаев себя оправдывает. Так, Академия "АйТи" предлагает своим авторизованным партнерам маркетинговую и информационную поддержку, общий "банк" преподавателей (московские преподаватели могут работать на выезде, филиалы - обмениваться преподавателями), согласование графиков и распределение заказчиков.

 

REDCENTER свою работу в регионах основывает на договорах с партнерами, продвигающими технологии Sun Microsystems: те получают право обучения клиентов по ряду курсов. Но для организации наиболее сложных курсов инструкторы центра приезжают из Москвы (или же сами клиенты едут в Москву).

 

Эксперты дружно отмечают существенное различие между ценами в провинции и в столице (в провинции учебные курсы, как правило, дешевле). При этом некоторые руководители УЦ считают, что с течением времени цены должны выравняться, другие - что если это и произойдет, то очень нескоро, а пока следует учитывать положение вещей и предлагать услуги обучения в регионах по более низким ценам. Так, Валентин Гаркуша (УЦ "Анкей") считает весьма перспективным в этом отношении развитие дистанционного обучения, при котором стоимость курса по продуктам Microsoft, Oracle, Informix или Cisco составит около 250 долл. Первые курсы такого рода Центр представил на выставке "Internetcom-98".

 

Более остро стоит в регионах вопрос нехватки квалифицированных специалистов: их трудно подготовить, слишком дорого обходится поддержание квалификации инструкторов, непросто организовать для них соответствующую загрузку.

 

Динамика в цифрах и фактах

 

В заключение - краткие комментарии к помещенной в нашем обзоре таблице. Три года назад автору этих строк довелось довольно обстоятельно ознакомиться с деятельностью десяти авторизованных учебных центров. Небезынтересно сопоставить данные, полученные в 1995 г. и сейчас: они помогут, как мы полагаем, достаточно адекватно показать динамику развития УЦ за прошедшие три года.

 

Как видим, практически все показатели выросли в 2,5-3 раза. Кроме того, три года назад лицензию на образовательную деятельность имели лишь два УЦ - "Микроинформ" и REDCENTER, а также Центр тестирования "САМАН", сегодня же 12 из 14 рассмотренных центров уже имеют такую лицензию или оформляют ее получение. В 1995 г. ни у одного УЦ не было филиалов, об этом тогда еще и разговор не заходил; сегодня более половины УЦ серьезно работают в регионах. Стоимость обучения в среднем повысилась, но очень немного - процентов на 10 - и не во всех центрах.

 

Если три года назад даже спрашивать о финансовых результатах было неприлично (и бесполезно), то сегодня уже половина руководителей УЦ не скрывает их, а кто-то - по праву гордится.

 

В 1995 г. учебные классы еще были оснащены машинами с процессорами 486 и оперативной памятью 4-8 Мбайт, важную роль в обучении играли проекторы и демонстрационные мониторы, специальные доски и экраны. Сегодня демооборудование также используется, но класс компьютеров, разумеется, не ниже Pentium/166 (лишь в двух случаях мне встретилось небольшое количество 486) с оперативной памятью от 16 Мбайт (чаще 32).

 

Рассмотренные 14 центров за прошлый год обучили более 21 тыс. клиентов. Если предположить, что УЦ, не вошедшие в обзор, обслужили вдвое меньшее число слушателей, то получится более 30 тысяч (столько приходится на московский рынок обучения).

 

 

 

 

версия для печати

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

Лукшина Елена Алексеевна,  руководитель группы рекламы

 

15.11.2004

15 ноября - Полный курс администраторов ОС Linux + уникальный бонус - бесплатное практическое занятие по Sun и Cisco!

04.10.2004

Система дистанционного тренинга REDCLASS на выставке Softool-2004 получила диплом "Лучшая система дистанционного обучения"

28.05.2004

СДТ REDCLASS награждена дипломом "Инновационное программное решение"

26.05.2004

REDCENTER стал авторизованным партнером компании NETg

   © REDCENTER. Все права защищены. 2004