|
|
|
Тенденции ушедшего года Ирина Шеян Computerworld, #04 (03/02/2004 ) По сравнению с 2002 годом радикальных изменений на российском рынке ИТ-образования в минувшем году не произошло Если не произойдет ничего экстраординарного, то тенденции рынка ИТ-обучения, отмеченные в 2003 году, получат закономерное продолжение в наступившем 2004-м. В этих тенденциях находят отражение как новые информационные технологии и потребности в специалистах, владеющих ими, так и изменения внутри ИТ-служб заказчиков, вызванные сменой подходов к управлению бизнесом и развитию персонала. Что же мы получили в наследство от ушедшего года, какие его веяния российские учебные центры сочли наиболее значимыми? Клиент интересуется По сравнению с 2002 годом радикальных изменений в минувшем не произошло, образовательный рынок рос вместе с ИТ-рынком и спросом на сертифицированных специалистов со стороны бурно развивающихся ИТ-компаний и их корпоративных клиентов. Между тем, по мнению руководителя отдела перспективного развития тренинга REDCENTER Владимира Берлизова, на рынке образовалось ╚почти избыточное╩ количество сертифицированных специалистов, большая часть которых обладает престижным статусом MCSE (Microsoft Certified Systems Engineer). Поэтому предъявляемые к ним требования сильно ужесточились: чтобы претендовать на серьезную должность, теперь нужно обладать еще и статусами CCIE (Cisco Certified Internetworking Expert), CCNP (Cisco Certified Network Professional) и SCNA (Security Certified Network Architect). Потребность разработчиков ПО установить авторский надзор за внедрением своих решений у клиентов ≈ наиболее значимая тенденция рынка, считает руководитель консультационного центра корпорации ╚Галактика╩ Татьяна Подмазова. При этом их возможность влиять на качество внедрения напрямую зависит от эффективности обучения специалистов партнерских фирм, индикатором которой призвана служить сертификация. Генеральный директор учебного центра ╚Микроинформ╩ Борис Фридман отметил очевидный интерес крупных заказчиков к подготовке специалистов на авторизованных курсах, однако для многих корпоративных клиентов сертификация отнюдь не является единственным ╚светом в окошке╩, тем более, когда есть довольно привлекательная альтернатива. А по словам директора по маркетингу и продажам компании ╚Интерфейс╩ Галины Антипиной, в 2003 году наблюдалось продолжение роста популярности авторских курсов обучения. Разработанные преподавателями учебных центров авторские курсы не только могут быть адаптированы к потребностям заказчиков, но и часто оказываются дешевле, в то время как объем и качество получаемых знаний, как правило, превосходят стандартные программы вендоров. ╚По нашей статистике, факт "авторизованности" курсов обучения важен в основном специалистам, которые планируют смену места работы и за счет сертификатов от производителей ПО пытаются поднять свою стоимость на рынке╩, ≈ считает Антипина. Эта практика формируется не без участия работодателей, отбирающих кандидатов по формальным признакам ≈ дипломам. К перспективным направлениям и формам обучения сегодня относятся дистанционное обучение и информационная безопасность. Практически нет центра, который не отметил бы резкий скачок в развитии дистанционного обучения и по-прежнему растущее внимание к решениям и продуктам в области информационной безопасности и не предпринял бы мер для усиления своих позиций на этих фронтах. В учебном центре ╚Информзащита╩ особенно ощутимым было повышение интереса к обучению со стороны среднего и мелкого бизнеса, при этом заказчики стали чаще выбирать углубленные и, соответственно, более продолжительные курсы. Директор учебного центра ╚Форс╩ Андрей Васильев отметил также увеличение спроса на обучение по ERP-системам. Расстановка сил на образовательном рынке оставалась стабильной в течение очень длительного периода времени. Фридман по-прежнему считает главным сдерживающим фактором роста количества учебных центров и их развития, а также рынка образовательных услуг в целом неоправданное занижение стоимости обучения на российском рынке в два-три раза по сравнению с общемировыми ценами. Между тем спрос нарастает, поэтому теперь, наряду со специализированными учебными центрами, консалтинговыми фирмами и системными интеграторами, предоставляющими заказчикам услуги обучения в рамках проектов, растет число компаний-посредников, предлагающих курсы других центров. Культура требует Укоренению в России корпоративной культуры развития персонала способствует не только то, что знания ИТ-специалистов нуждаются в частом обновлении, но и тщательное отслеживание руководителями бизнеса западных тенденций. ╚Российские компании сегодня осознают необходимость управления процессом получения знаний и навыков своих сотрудников╩, ≈ заметил руководитель ╚Академии MBS╩ Александр Туманов. Причем начальство все больше волнуют не их абстрактные знания, а обучение персонала в привязке к реальным задачам организации в рамках корпоративных университетов или специальных программ, ориентированных на решение таких задач. Вместе с тем отношение крупных заказчиков к учебным центрам и их требования к ним принципиально изменилось. Если раньше фирма заказывала обучение специалистов по выбранному направлению, то теперь на учебный центр возлагаются функции по подготовке и переподготовке кадров предприятия по всем направлениям. Кроме того, центр решает большую часть задач, связанных с повышением квалификации сотрудников фирмы. По словам Берлизова, в таких случаях обычно заключается контракт, который, помимо собственно обучения, включает предварительное, промежуточное и финальное тестирование с целью проверки уровня подготовки специалиста на каждом этапе обучения.
|
|
|