|
|
Корпорации выбирают e-Learning e-Learning World # 2 (март-апрель 2005 года) ELW: Дайте, пожалуйста, ваше определение e-Learning? Р.С.: e-Learning, или дистанционное обучение, - это форма организации учебного процесса, которая базируется на использовании традиционных и новых информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса, доставку учащимся основного объема учебного материала, самостоятельную работу по его освоению и выработке практических навыков, оценку знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения. ELW: В чем преимущества e-Learning для корпоративного обучения по сравнению с традиционными формами подачи знаний? Р.С.: Дистанционное обучение дает возможность эффективно контролировать образовательный процесс и введение единых стандартов, как в части знании, так н в части практических навыков. Обучение в дистанционной форме позволяет за счет более полной проработки содержания учебных материалов проводить обучение без отрыва от производственной деятельности. Значительным преимуществом дистанционного обучения является доступность: процесс может быть организован с любого рабочего места и в любое время. Это позволяет существенно сократить затраты времени на обучение. Использование e-Learning ведет к существенному изменению структуры затрат и организации обучения персонала на предприятии. Как показывает мировая практика, дистанционное обучение обходится дешевле традиционного на 40-60%. e-Learning позволяет связать контроль и анализ эффективности деятельности предприятия в единый технологический цикл с процессом обучения. ELW: Какие факторы препятствуют использованию дистанционного обучения? Р.С.: Сейчас в обществе существует дефицит понимания того, что такое e-Learning. Сложилось некое смешение понятий 'e-Learning' и 'корпоративная информационная система'. На e-Learning пытаются перекладывать функции как корпоративной, так и HR-системы. Можно ли на велосипеде возить холодильник? Можно, только вряд ли это приведет к положительному результату. Оптимальное функционирование системы обучения возможно при условии успешной интеграции ее в уже сложившуюся корпоративную информационную систему, Наша миссия заключается и в том чтобы донести до аудитории смысл e-Learning и место корпоративного обучения в бизнес-процессах компании. ELW: Какие значимые проекты реализованы учебным центром REDCENTER за последнее время? Р.С.: Мы приняли в коммерческую эксплуатацию новую версию системы дистанционного тренинга REDCLASS 2.0. Это полнофункциональная система класса LMS, поддерживающая создание учебных материалов, управление учебным процессом, обучение с возможностью контроля знаний и сбора статистических данных по пройденным материалам. В новой версии системы REDCLASS 2.0, наряду с возможностью разработки собственных курсов в Авторской системе создания контента, реализована поддержка стандартов АICC и SCORM 1.2. Возможность получения практических навыков реализована не только за счет модуля 'Виртуальные лаборатории', позволяющего в режиме удаленного доступа работать с реальным оборудованием, но и при помощи модуля 'Среда эмуляции упражнений', который позволяет научиться работе с интерфейсом реального программного продукта без использования самого продукта. Продолжается наше сотрудничество с корпорацией Thomson NETg мировым лидером в области корпоративного обучения и подготовки персонала. Библиотека курсов этой компании уникальна по своему качественному и количественному составу- REDCENTER поставляет сейчас дистанционные курсы для использования а системе полготовки персонала ОАО 'ГМК 'Норильский никель'. В рамках этого проекта Учебный Центр осуществляет локализацию курсов Thomson NETg по направлению 'Business & professional Development' (развитие деловых и профессиональных качеств в бизнесе) и будет обеспечивать их авторизацию компанией Thomson NETg. В каком-то смысле мы можем считать себя первопроходцами. Чтобы идти в ногу со всем миром, мы должны освоить существующие технологии e-Learning, осмысленно пересадить их на российскую почву. В последнем рейтинге готовности к использованию технологий дистанционного обучения (составленном исследовательской группой Economist Intelligence Unit в сотрудничестве с IВМ) Россия занимает всего лишь 44-е место. У нас нет времени изобретать велосипед. Мы должны преодолеть сложившийся разрыв, и при всем этом не забывать разрабатывать свое, то, в чем нам нет равных. ELW: Вы считаете, что созданный на Западе контент сможет эффективно работать в России? Р.С.: Существуют компании, такие как Thomson NETg библиотеки курсов которых формировались на протяжении десятилетий. Это своя сложившаяся методика, своя школа. Их курсы отличаются глубоким знанием технологии обучения. Наличие стандартов в изложении, построении, методам гарантирует успешность применения подобных курсов. Но для использования в России контент, блестяще работающий на Западе, нуждается в локализации. Нехватка контента - очень злободневная для нашей страны проблема. Отсутствие не просто русскоязычного, а разработанного в России контента - вопрос национальной безопасности. Ведь тот, кто учит, тот и формирует сознание и мировоззрение. Р.С.: Локализация контента - трудоемкий процесс, обусловленный разницей культур. Существуют способы создания контента, которые изначально сводят возможную локализацию к минимуму, NETg предоставила нам библиотеку курсов, которые принципиально разрабатывались как многоязыковые. Но трудности возникают и здесь, ведь даже простой жест в разных странах порой имеет абсолютно противоположное значение. Локализацию нельзя свести к механическому переводу, в какой-то степени это попытка культурной адаптации мультимедийного контента. ELW: Возможно ли установить зависимость между обучением и эффективностью компании? Р.С.: Любая система образования нуждается в системе оценки полученных знаний. В мировой практике существует инструмент измерения эффективности -(Key Performance Indicators) система ключевых показателей эффективности. Данная система помогает оценить текущую ситуацию в стратегической перспективе и увидеть, например, за незначительными изменениями в процессе обучения долгосрочные вложения в персонал, которые уже в ближайшие месяцы дадут ощутимый экономический эффект. Применение этой методики позволит оценить, насколько время и ресурсы, потраченные на корпоративное обучение, адекватны достигаемому результату. KPI - это сбалансированная система координат, которая позволяет ориентироваться в процессе, а не двигаться на ощупь, натыкаясь на непреодолимые препятствия. Если вы пытаетесь чем-то управлять, вы должны научиться это измерять. ELW: Насколько крупные российские компании готовы к активному использованию дистанционного обучения? Р.С.: Можно выделить 3 уровня зрелости компании с точки зрения использования средств e-Learning: ELW: Какими вы видите перспективы развития e-Learning в России Р.С.: Обучение стало обязательной составляющей стратегии развития персонала. Поэтому REDCENTER планирует разработку подходов и технологий, направленных на предоставление корпоративным заказчикам интегрированные услуг, в том числе с активным применением дистанционных технологий. Мы движемся сейчас в сторону комплексных корпоративных решений, то есть, предлагаем не просто обучающий продукт, но и соответствующие настройки, методологию его внедрения. К сожалению, многое приходится познавать на опыте, и этот опыт у нас уже есть. Контент для многих проектов приходилось создавать буквально 'с нуля'. Сейчас мы достигли такого уровня, когда можем перенести в дистанционную форму любой курс так, что его восприятие по сравнению с очной формой только улучшится. На данный момент нами накоплена весомая база знаний по внедрению корпоративного обучения. Мы обладаем методологией и опытом внедрений и можем говорить о возникновении нового направления деятельности - образовательном консалтинге. Уверен, что Россия выйдет в лидеры по объемам рынка дистанционного обучения, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности дополнить их собственными разработками. Для этого есть все условия: готовность предприятий, наличие поставщиков и уровень развития рынка ИТ-образования в целом.
|
|
|